В рамках брифинга, прошедшего 1 июля 2021 г. в Доме Правительства, Министр экономического развития Максим Решетников ответил на вопрос о климатической проектах.
Вопрос: Анастасия Бойко, ТАСС.
Недавно Госдума и Совет Федерации приняли закон об ограничении выбросов парниковых газов. Какие дальнейшие шаги в этой сфере планируется предпринимать?
М.Решетников: Законопроект является одним из элементов реализации стратегии низкоуглеродного развития, которая реализуется в нашей стране по поручению Президента. Этот закон (пока законопроект) является одним из основных, фундаментальных законов, который вообще формирует систему управления выбросами парниковых газов, CO2 в нашей экономике. Вводится понятие углеродного следа продукции. Вводится обязательная углеродная отчётность для предприятий – вначале для крупных предприятий, которые много выбрасывают CO2 (не только CO2, не только парниковые газы, но и другие газы, которые обладают парниковым эффектом). Вводится понятие климатических проектов, реализация которых направлена либо на сокращение выбросов CO2, либо на увеличение поглощающей способности наших лесов, экосистем и так далее.
Формируется инфраструктура для старта работы российского рынка углеродных единиц. То есть это очень важный шаг. При этом это шаг не единственный, таких шагов несколько. Сейчас, буквально на днях, будет внесён по поручению Правительства уже согласованный всеми ведомствами закон о реализации региональных экспериментов.
Дело в том, что если базовый закон предполагает мягкое регулирование, основан, кроме отчётности, на добровольности и даёт возможности для бизнеса реализовывать такие проекты (у экспортёров есть спрос на климатические проекты, на углеродные единицы и так далее), то второй закон – о региональных экспериментах – подразумевает уже обязательность в рамках отдельных регионов. Вводится это по желанию региона. Регион принимает стратегию по достижению углеродной нейтральности, в законе обозначается год, к которому эта углеродная нейтральность должна быть в регионе достигнута, и, соответственно, вводится система квотирования выбросов, а также оборот этих выбросов – СО2, устанавливается, по сути, цена на углерод, на парниковые газы, и за счёт этого реализуется более жёсткая схема.
На сегодняшний момент у нас есть один регион, который готов на это пойти, – Сахалинская область. И ещё несколько регионов всерьёз это обсуждают и решают, когда они могут как задачу обозначить углеродную нейтральность и тоже присоединиться к этому законопроекту. Мы рассчитываем, что законопроект летом будет рассмотрен Правительством и внесён на рассмотрение Государственной Думы.
Эти два трека задают общую систему регулирования выбросов СО2 в нашей стране, но в то же время это часть большой работы. Параллельно с этим мы формируем инструменты для минимизации ущерба от изменений климата. Чем севернее широта, тем больше эти изменения ощущаются. Например, в долгосрочном плане сейчас потепление климата в России идёт в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по планете, потому что мы в северных широтах находимся.
В рамках поручений Президента должны быть в этом году разработаны 10 отраслевых планов адаптации. Утверждена методика подготовки этих планов. Сейчас ведомства активно эти планы готовят. Мы рассчитываем в III квартале приступить к обсуждению этих планов. Это касается и сельского хозяйства, и строительства, и транспортной системы и так далее – широкий перечень моментов.
Второе. Мы понимаем прекрасно, что эти климатические изменения и мировая система климатического регулирования – а то, что мы делаем, идёт в развитие Парижского соглашения, – создают ещё и дополнительные технологические возможности. Многие эксперты говорят о том, что по большому счёту климатическая повестка, повестка борьбы с выбросами, развития поглощений вообще создаст новую технологическую волну. В чём она проявляется? Она проявляется в теме электротранспорта, в теме водородной энергетики, использования водорода в более широком смысле, в переосмыслении подхода, возможно, и к атомной энергетике. И много других моментов. Поэтому у нас сейчас стратегия по водороду Правительством уже принята и активно реализуется. В Правительство мы вместе с Минпромторгом внесли предложение по концепции развития электротранспорта с необходимым набором решений, мер, которые надо принять.
На рассмотрении в Правительстве находится система ESG-финансирования – немного другая тема, она скорее относится ко всем целям устойчивого развития, не только по климату, тем не менее тоже серьёзно затрагивает тему климата. Поэтому весь этот блок вопросов на сегодняшний момент находится в фокусе повестки Правительства. В Правительстве активно идут встречи, согласования всех позиций по этим вопросам. И конечно, здесь очень важна международная повестка. Потому что все эти решения так или иначе должны быть взаимно признаны и признаваемы странами. А для этого нужна международная основа.
И поэтому мы, как и другие страны, активно готовимся к конференции в Глазго в ноябре этого года как раз по реализации 6-й статьи Парижского соглашения, которая устанавливает уже конкретные механизмы реализации всех климатических проектов, взаимного признания углеродных единиц. Как их вообще считать, какие проекты брать в зачёт, какие не брать в зачёт, атом является низкоуглеродным или нет и так далее – там достаточно много вопросов. И мы, и многие наши ведомства сейчас активно в этой международной переговорной повестке участвуем.